Гайд по игре Stellaris #2: война и мир, политика и советы
НАВИГАЦИЯ #2:
VII. Ряд ценных советов
Воевать и мириться
Мы уже прошлись по экономике, кораблям и расам - самое время перейти к главному. В космической стратегии Stellaris, как и в других её собратьях по жанру, большая часть внимания уходит взаимодействию игрока с другими расами. Война и мир – именно об этом мы поговорим ниже.
Посольства
После первого контакта с чужой империей в ваш список отношений добавится новое лицо. Базовое мнение к вам отражается в виде зеленых и красных цифр, соответственно, положительного и отрицательного мнения.
В целом, оно складывается из идеологии и некоторых других предпочтениях империи, но гипотетически попытаться подружиться можно с любым соседом (кроме «жнецов» в конце партии).
Для наращивания отношений сперва нужно установить посольство в нужной империи. Его наличие начнет ежемесячно прибавлять вам по 1 единицы мнения вплоть до 100.
Одновременно можно учредить три посольства, но повысить отношения можно и иным путем. Если вы закроете свое посольство у другой расы, то их мнение о вас начнет падать постепенно.
Бартер
Торговлей также можно улучшить взаимопонимание с потенциальными членами альянса. Некоторые опции из списка дипломатии требуют уже определенного значения отношений, так что посольство придется использовать в любом случае. Заключение торговой сделки же зависит от интересов обеих сторон – кто-то более слабый согласится в плюс вам, другой же, бравирующий мышцами, начнет требовать непомерное кол-во ресурсов или же вообще откажется.
Одна сделка заключается на 10 лет. Обменяться можно одиночными или комбинированными товарами, а также некоторыми уступками.
Обмен и уступки
- Энергокредиты, минералы и редкие ресурсы;
- Исследования – такой пакт даст обеим сторонам 25% прирост к скорости открытия технологий.
- Позволить мигрировать империи на планеты в собственной юрисдикции;
- Открыть границы – в этом случае вы можете получить доступ к полетам на территории чужой империи, либо позволить им делать то же на вашей;
- Гарантировать независимость – обеспечить безопасность от внешних врагов. Если враг нападет на страну с вашей гарантией, вы получите призыв к участию в этой войне;
- Поддержать независимость (только с вассалом) – пообещать вассалу вступиться за него во время войны за независимость;
- Пакт о ненападении;
- Обмен картами.
Примите к сведению, что подачка с вашей стороны не всегда будет по достоинству оценена торговым партнером. Отношения нужно выстраивать постепенно, делясь тем, что нужно партнеру больше всего.
Обмен и уступки
Какой бы была стратегия Stellaris, если бы здесь не имелось возможности учреждать альянсы. Создание союза сильно повысит отношения меж его членами, но будет забирать по 2 единицы влияния каждый месяц (воинствующим расам придется отдавать больше).
Будучи членом альянса, его участник должен получить одобрение всех союзников, если захочет начать с кем-нибудь войну.
Естественно, что товарищей можно призывать к оружию, однако в этом случае они потребуют от вас каких-нибудь гарантий в виде территории или ресурсов. Просто так за ваши интересы никто не будет воевать.
При желании вы можете выйти из альянса в когда заходите, не считая уже начавшейся войны. Когда количество участников союза превысит 4, то их лидер сможет создать федерацию.
В дальнейшем у такого объединения появится президент, принимающий решение за весь альянс. Эта должность будет меняться постоянно, и далеко не всегда место президента будет занимать ваш ставленник. Единоличники и агрессоры вряд ли одобрят такой путь, но зато пацифистам такое объединение придется по нраву.
Помимо этого, у федерации появляется собственный флот, не считая кораблей у каждого участника. Его созданием руководит президент, который может использовать самые лучшие технологии членов альянса.
Союз и федерация
Единственная сторона, которая безропотно будет поддерживать ваши начинания – это вассалы. Они не имеют права голоса, суверенитета во внешней политике и обязаны предоставлять вам свои армии во время войны. Вассалы не могут мирно покинуть вас, если только вы не дадите им свободу лично.
Единственный путь выйти из-под кого-то – это война. Однако при низком желании свободы даже открытым противостоянием не дадут воспользоваться – придется подождать, пока этот показатель вырастет (если это вообще произойдёт).
Когда третья сторона поддерживает независимость вассала, то его желание свободы повышается. Поднять восстание уместно тогда, когда сюзерен втянут в тяжелую войну и ослаблен.
Вассалы
Объявить другую империю соперником – это прямое заявление того, что ваши интересы пересекаются с её интересами. Определив кого-нибудь соперником, вы начнете получать очки влияния. Чем сильнее ваш враг, тем больше будет бонус влияния и тем лучше к вам будут относится ваши подчиненные. Пацифисты, к слову, получают меньше влияния априори, нежели милитаристы.
Сделав соседа соперником, вы понизите ваши отношения с ним на 100 единиц, но улучшите с его врагами на 25. Максимум можно объявить 3 конкурента и минимум на 10 лет.
Конфронтация
Чтобы начать войну, сперва вы должны определить её цель. Нажав на соответствующую кнопку в дипломатическом меню, вы можете посмотреть список имеющихся целей. Каждая из них имеет стоимость, а максимум вам позволено потратить 100 очков. «Реконкиста» ваших национальных земель стоит значительно меньше, завоевание же новых территорий вылетит в копеечку.
Если вы значительно превосходите соперника в силе и требуете не слишком много, то потенциальный враг может сдаться сразу, либо попытаться договориться. При начале войны появится военный счет с весами от -100 до 100.
Как нарастить военный счёт
- Участвовать в битвах;
- Захватывать земли – чтобы потребовать новую планету в мирных переговорах, для начала её нужно оккупировать. Очевидно, что не все захваченные вами земли во время войны перейдут к вам после её конца. Необходимо потребовать их за военный счет в мирных переговорах. К слову, оккупированная территория перестает приносить владельцу ресурсы, что постепенно ослабляет его.
- Блокада – вы можете блокировать торговый путь на планете врага, чтобы лишить его ресурсов;
- Выполнение целей – если вы оккупировали цель войны (указанную перед началом войны планету), то счет возрастет больше, нежели при захвате обычной территории.
Перед началом войны проверяйте, есть ли у врага союзники. С коалицией противников гораздо тяжелее сражаться, так что либо создавайте собственный союз, либо отложите войну.
Не рассчитывайте на то, что, играя за пацифистов, сможете захватить мир силовым способом. Конечно, это возможно, но трудно реализуемо для новичка. Выбирайте расу грамотно в зависимости от предпочтений, так как именно её характер определит эффективность типа вашего геймплея в дальнейшем.
Начало войны
Есть такая штука в Stellaris, называемая принципами. Всего их восемь, но выбрать можно только три, или два, при желании превратить один в фанатичный.
Установленные принципы определяют политический строй вашей империи: развиваться либеральным путем, либо привести к власти группу военных, провозгласить принципы радикального национализма с чистотой нации, проводя геноцид и рабство, либо сделать упор на науку и создать уникального человека с помощью генной инженерии – впечатляет, согласитесь?
Как нарастить военный счёт
У каждого принципа есть как положительные, так и отрицательные характеристики (фанатичный принцип удваивает имеющиеся значения).
- Пацифизм – не комбинируется вместе с милитаризмом. Дает 10% прирост к еде, -10% к атаке, -10% к желанию воевать (если конфронтацию начали вы), +1 дополнительное посольство и увеличенные затраты влияния во время соперничества на 25%.
- Милитаризм - +10% к атаке, +5% к войне, +25 бонус к приросту влияния во время соперничества, 50% штраф на трату очков влияния при создании союзов.
- Коллективизм – не комбинируется вместе с индивидуализмом. Дает терпимость к рабству на 50% и экономит еду на 5%.
- Индивидуализм – увеличивает прирост энергокредитов на 10%, смена Принципов +5% (когда в империи много принципов, общество начинает делиться на приверженцев того или иного течения, что увеличивает сепаратизм и появление оппозиционных партий).
- Материализм – не комбинируется со спиритуализмом, на 5% увеличивает скорость исследований.
- Спиритуализм – увеличивает счастье на 5%.
- Ксенофобия – не комбинируется с ксенофилией, увеличивает ксенофобию на 10% и терпимость к захвату пришельцев на 50%.
- Ксенофилия – понижает ксенофобию на 10%, давая по 5% к счастью комбинированному населению (несколько рас на одной планете).
Выбрав какие-то принципы, вы перейдете к выбору политического строя и уникальным чертам расы. Строй имеет смысл выбирать, ориентируясь на характер вашей игры в будущем.
К примеру, если вы хотите стать рабовладельцами, то нет смысла выбирать демократию, так как её наличие запрещает устанавливать рабство и геноцид. Что подойдет, так это абсолютная монархия, дающая бонусы от рабов, или же деспотизм, легализирующий рабство и увеличивающий прирост науки. Для таких строев понадобится принцип коллективизма.
Если вы выбрали деспотизм, то ещё одним принципом можно взять материализм, также увеличивающий прирост науки. С монархией же уместен спиритуализм, увеличивающий счастье население (работает и с рабами).
Внутренняя политика
Признаков в Stellairs немало, каждый из них дает множество бонусов, но выбрать можно лишь четыре. Мало того, базово вам дают всего 2 очка на выбор признаков, когда некоторые из них и так стоят 2. Что делать? Ставить отрицательные признаки, конечно же.
Если вы желаете стать умной расой (+10 к исследованиям) и трудолюбивой (+15 к добыче минералов), то потрудитесь достать 4 очка. Два у вас базово, ещё один можно взять с любого отрицательного перка, к примеру, «Декадентные» (-10% к работе без рабов) и «Оседлые» (скорость миграции замедляется на 50%, плюс стоимость переселения увеличивается на 33% - ещё одно очко. По ходу игры, изучая технологии, вы сможете получить ещё очки для Признаков.
Ряд ценных советов
- Научные корабли иногда будут сталкиваться с аномалиями. Их можно и нужно изучать, так как они дают массу бонусов от парочки валюты до серьезных модификаторов. То же самое вы можете заработать и во время выполнения заданий. К слову, из-за случайной генерации аномалий есть шанс наткнуться на негативный эффект (и ещё какой). Одно дело, когда вы получите +15% счастья на империю, а другое, когда откроете какой-нибудь ящик Пандоры, в итоге уничтожив собственный мир одним кликом.
- Завершив битву, соберите остатки поверженных кораблей. Найденные обломки могут дать вам как очки исследований, так и очки прогресса для недоступной ранее технологии.
- Терраформируйте планеты тогда, когда на них мало жителей (если нет возможности переселить народ в любой момент). Из-за терраформинга счастье населения планеты достигнет 0%, что повлечет за собой появление повстанцев.
- Если у вас демократия, то для получения дополнительных бонусов выполняйте предвыборную кампанию. К примеру, ваш кандидат заверил народ, что отстроит массу научных станций в космосе. Выполните задание, и тогда вы получите немало таких важных очков влияния.
- Крупный флот требует много средств на содержание. Не стоит спускать его в погоне за одним корабликом – находясь в порту, он потребляет значительно меньше ресурсов. А для «чистки» империи от всяких бандитов используйте небольшие флотилии из маленьких кораблей.