Обзор
4
3 415
Поделиться
Обзор Hearts of Iron 4: глупый, глупый «зольдатен»
19-06-2016, 02:21
Обзор
4
3 415
Поделиться

Обзор Hearts of Iron 4: глупый, глупый «зольдатен»


Гражданская война в Испании осталась за республиканцами, выбросившими Франко за борт. Ататюрк отошёл от дел, передав бразды правления Чакмаку, чья новая Неосманская империя вновь захватила Грецию, Болгарию, Румынию и Югославию. Гитлер увяз под Минском, а США до сих пор не вступились в войну, хотя на дворе уже сорок третий.

 

Любите альтернативную историю и не признаете выражения, что прошлое не терпит сослагательного наклонения? Тогда пожалуйте в военный штаб Heart of Iron IV – самую легкую, но не менее увлекательную часть в серии.

 

 День открытых дверей 

Любая игра Paradox Interactive, не считая разве что недавнюю Stellaris, носит с собой один существенный недостаток – высокий порог вхождения.

 

Громоздкий интерфейс со множеством механик, применимость которых вам объяснят только вскользь, отпугивает львиную долю потенциальных клиентов компании.

И если вы слышали известную пословицу Easy to learn, hard to master, то в стратегиях именитых шведов всё в точности да наоборот. Они никогда не шли на поводу у массовой публики и путем оказуаливания… До сегодняшнего дня.

 

Интерфейс нагружен элементамиИнтерфейс нагружен элементами

 

Ещё раз, не будем брать в расчет Stellaris, так как она не сложнее Civilization. У нас есть только предыдущие проекты Paradox и вот-вот подоспевший Hearts of Iron IV. Скажем сразу, что четвертая часть продукта исключительно военной тематики вышла передом к рынку и задом к крепкой фанатской базе.

Говоря просто, Hearts of Iron 4 не привносит никаких откровений. Перед нами привычные вещи: выбери страну, что тебе по душе, построй военные заводы, натаскай дивизии и нападай. Война как война, и ничего лишнего.

 

С другой стороны, излагать таким образом может только «старичок» серии, уже давно знакомый с проектами шведов. Подобная личность быстро втянется в процесс и не испытает особых трудностей, после чего для него начнётся стандартный процесс всех игр компании – покраска карты.

 

Покраска картыПокраска карты

 

Но новичка ожидает более тернистый путь. Если играешь не за страну-флагмана (СССР, Третий Рейх, Япония, США, Великобритания, Франция и Италия), то потрудись для начала отгрохать промышленность.

 

На десяти фабриках и четырех военных заводах твоя страна далеко не уйдёт, рискуя быть захваченной более «толстеньким» соседом, поэтому военная экономика – первое дело.

Параллельно занимаясь исследованиями и выстраивая национальный фокус, затем вам понадобится создать и достаточное количество дивизий, чтобы было чем воевать. Наконец, остается только выбрать себе врага, оправдать конфликт, выставить войска на фронт и… объявить войну.

 

Производство оружияПроизводство оружия

 

Только не забудьте также поставить пару сотен, а лучше тысяч самолетов с постоянным пополнением, чтобы те обеспечивали вам превосходство в воздухе, достойный флот, если есть выход в море, а также постоянное снабжение (виртуальным солдатам тоже нужно что-то кушать).

 

Древо фокусовДрево фокусов

 

Лишь на первый взгляд огромные древа исследований и национальных фокусов, а также все перечисленные выше механики могут напугать. В Hearts of Iron IV все эти процессы были слегка уменьшены, стали более понятными, в общем, приобрели благовидный для рядового пользователя вид.

 

Сравнивая с прошлыми частями, четверка, бесспорно, является самой простой и наименее историчной, но самой красивой и увлекательной.

 

 Скайнет за работой 

Представьте политическую карту вашего государства во время войны: бесчисленное количество дивизий, каждой из которых нужно вручную управлять, несколько фронтов, за каждым из которых нужно повременно следить. Короче говоря, картина малоприятная.

 

И вот до Paradox дошло, что двигать сотни фигурок по карте – это весьма утомительное занятие.

В первых двух частях серии, играя не только в мультиплеере, но даже с ИИ, приходилось постоянно нажимать на паузу. В третьей появилась возможность отдавать армии на поручение компьютеру (который побеждал очень редко). Но именно четвертая часть принесла так называемые «батлпланы».

 

План войныПлан войны

 

Благодаря новой функции войсками стало легче управлять. Разбив дивизии на армии, вы вручную вырисовываете им линию фронта, а затем, стрелочками, будущий путь наступления, либо провинции для обороны. Остается запустить план, как армии начнут двигаться по указанному направлению.

 

Paradox также убрала войсковые иерархии, которые хоть и были аутентичны, но доставляли уйму головной боли. Казалось бы, с таким количеством упрощений играть должно было стать гораздо удобнее, не то что легче. Так ли это?

 

Планы операцийПланы операций

 

«Найн!» Данные «батлпланы» на одной бумаге выглядели интересно, но стоило механике перейти в игровые рамки, как идиллия с треском рухнула.

 

ИИ, как всегда, ведет себя по-свински. В провинции, где вот-вот будет прорыв с вашей стороны, он может убрать необходимые войска, отчего наступления захлебнется.

Искусственному интеллекту ничего не стоит нажать по кнопке «рельс» для быстрой переброске дивизий, что полностью снижает организацию армии. Всё бы ничего, когда бы он не делал этого прямо перед вражескими полками, тем самым фактически создавая уязвимые уголки на фронте.

 

Плохой ИИ может запороть операциюПлохой ИИ может запороть операцию

 

Обратная сторона медали: если не пользоваться «батлпланами» и править фигурками вручную, то обставить врага можно за пару ходов. Компьютер не заморачивается, когда попадает в котлы, он не пытается убежать, когда вы окружаете его армию.

 

Случается так, что ИИ врезается в вас тактикой молниеносной войны, и успевай только закрывать прорывы. Но нередко происходит и обратное, когда Вермахт с РККА решают реконструировать «Стояние на реке Угре» в Западной Украины и Беларуси, годами просто пялясь друг на друга без каких-либо действий.

 

Стояние на реке УгреСтояние на реке Угре

 

В чём причина таких действий? Возможно, Paradox просто перестарались с ИИ, сделав его слишком осторожным. Он буквально в каждом вашем действии пытается разгадать очередную Убийственную Тактику или Коварный План, отчего выжидает истуканом несколько месяцев на вашей границе.

 

Но вот к десантам у ИИ иное отношение: ждите постоянный приток дивизий от Австралии, Канады и прочих «гигантов» в любое время и в самые неподходящие места…

 

 Войну выигрывают сытые 

Перед тем как отправить солдат на фронт, для начала их нужно обеспечить снаряжением, а затем подождать несколько месяцев, пока те обучатся с «Необученных» до «Необстрелянных».

 

Выпустить их можно и «Необученными», но тогда от них будет значительно меньше толку.

Для поставки «стрелялок и взрывалок» требуются военные заводы, производственные линейки для которых вы устанавливаете в соответствующей вкладке.

 

Помимо них присутствуют и фабрики, занимающиеся, собственно, починкой всех возможных сооружений страны, строительством и экспортом (валюты в игре нет, а за покупку ресурсов вы фактически отдаете фабрику стране-импортеру).

 

Снаряжение и техникаСнаряжение и техника

 

Армиям всегда требуется снаряжение и техника, за чем всегда придется следить, если вы хотите полной отдачи от солдат. На определенных этапах в ветках исследования будут открываться новые виды оружия, и тогда потрудитесь пожалуйста начать перевооружение армии.

 

Печально, что нельзя заставить ИИ заниматься оснащением армий, однако спасибо и на том, что такая система гораздо интереснее и правдоподобнее старой, где каждую дивизию мы создавали на станках.

 

СтройкиСтройки

 

Хорошим ходом от шведов есть введение редактирования дивизий. В специальном окошечке вы можете приписать к пехоте парочку моторизированных бригад, артиллерию, роту связи/ремонта/саперов и так далее. Подходя к комплектации грамотно, можно создать мощнейшую боевую единицу, какая будет налегке сражаться с двумя, а то и четырьмя вражескими дивизиями.

 

Правда, со старта создать армию своей мечты не получится, так как для этого требуется опыт армии. Накопить его можно несколькими способами: министрами, через национальный фокус или же непосредственно войной.

Существует также опыт и авиации, и флота. Подобных пешей армии конструкторов для них нет, так как корабли и самолеты теперь являются отдельными единицами. Но зато есть возможность отдельной модернизации путем установки новых орудий или брони.

 

Конструктор дивизий в Hearts of Iron 4Конструктор дивизий в Hearts of Iron 4

 

В общем, перед объявлением войны необходима жесткая подготовка, если игрок нацелен на быструю победу и не желает увязнуть во время наступления.

 

Разобравшись с логистикой, промышленностью, установив поддержку с воздуха и моря, вы легко достигните триумфа. Никакой больше возни со штабами и бесконечного технологического древа из HoI 3.

Разработчики не побоялись пойти на существенные реформы, превратив некогда не штурмуемую серию в плацдарм для массовой аудитории. Хорошо ли это? Для Paradox, безусловно, да.

 

 Звездно-полосатый Ленин 

Что безмерно доставляет счастье, так это новая гибкость мира. Теперь переделать его проще простого: установите в национальном фокусе уклон на, к примеру, фашизм, наймите советников с прибавкой к этой идеологии, и вуаля, вскоре ваши демократические Нидерланды примкнут к Оси.

 

Уклон в национальном фокусеУклон в национальном фокусе

 

В Hearts of Iron IV мир буквально просит, чтобы его вывернули наизнанку. На то есть хотя бы такой акцент, что некогда долгосрочные национальные идеи из Europa Universalis IV перенеслись на скоротечные рельсы.

 

Игровые рамки рассчитаны всего лишь двенадцатью годами (1936-1948), но и за такой короткий срок вы можете перевернуть политический строй абсолютно любой страны. Главное, это выбрать национальный фокус, определяющий всю стратегию дальнейшего развития, и ничего более.

 

ДипломатияДипломатия

 

Вообще, уникальные национальные фокусы пока что представлены лишь у «мажоров» - семи сильнейших стран того времени. Постепенно, с новыми DLC и остальные страны получат собственные фокусы, но сейчас они ограничены только стандартным, одинаковым набором.

 

Германия, к примеру, как одна из «мажоров», может выбрать курс на скорый захват Дании и Норвегии, как было по истории, либо на возведение мощного флота, чтобы в дальнейшем мирно принудить северные страны к подчинению.

 

Попросить у Польши Данциг можно не за так, а в обмен на Словакию (если вы ранее уже подчинили её), чтобы отодвинуть рамки начала войны. Есть и другая ветка, предусматривающая сближение Берлина с Москвой, а не Римом и Токио.

 

Индивидуальное древо фокусовИндивидуальное древо фокусов

 

Paradox, в целом, начала поощрять альтернативную историю. Перед стартом партии даже появилась галочка, предусматривающая включение или отключение исторических рельс.  Уберите её, как в СССР воцарится фашизм, Германия примкнет к демократам, а в США поднимется флаг коммунистов.

 

***

В итоге мы имеем самую простую игру как в серии HoI, так и вообще в практике Paradox. Игра стала гораздо динамичнее, краше, гибче и увлекательнее.

 

Имеющийся на данном этапе скелет ежемесячно будет обрастать новыми дополнениями, шаг за шагом превращая, как обычно бывает у Paradox, хорошую игру в великолепную. Возможно, она станет сложнее, но пока…

Пока что мы имеем лучшую стратегию 2016 года со своими минусами и плюсами. Если вы давно хотели влиться в «шведскую тусовку», то самое время сделать это сейчас.

 

ДОСТОИНСТВА:
  • Игра по-прежнему масштабна и не дает заскучать
  • Интересное древо национальных фокусов
  • Не знающий себе равных симулятор войны
НЕДОСТАТКИ:
  • Рядовые страны - излишне сильные
  • Не слишком удобный интерфейс
  • Глупый искусственный интеллект

ВЕРДИКТ

Лучшая стратегия времен Второй мировой. Вы будете её любить и ненавидеть, но продолжать играть, так как более продуманной игры в жанре просто не существует.

наша оценка
8.5

ВЕРДИКТ

Лучшая стратегия времен Второй мировой. Вы будете её любить и ненавидеть, но продолжать играть, так как более продуманной игры в жанре просто не существует.

наша оценка
8.5
Лайк, если понравилось

Сохранить


Обнаружили ошибку?

Сообщите нам, выделив фрагмент мышкой и нажав CTRL+ENTER.
СПАСИБО!

Комментарии


  1. Sarafansoldier 18-июн-2016, 20:02
    • Не нравится
    • 0
    • Нравится

    В принципе, проект годный, только вникать в него надо долго, как в режим завоевания в Гневе Кейна. Альтернатива истории всегда интересна. Многие считают, что Гитлер без проблем порвал бы США. Хм, интересно попробовать.



  2. Akulina Petrova 27-июн-2016, 12:36
    • Не нравится
    • 0
    • Нравится

    В новой версии меня сразу заинтересовали "батлпланы" - действительно, давно пора упростить передвижение крупных группировок войск, учитывая масштабность сражений. Ну, а принимая во внимание, что авторы добавили ещё несколько существенных новшеств, новая версия игры будет просто неузнаваема! Что ж, мне уже не терпится начать играть!



  3. Алексей Марков 28-июн-2016, 21:20
    • Не нравится
    • 0
    • Нравится

    Как по мне ,так эта игра не оставит равнодушными любителей игр в жанре глобальных стратегий.Я и сам любитель поиграть в такие игрушки .Меня всегда увлекали игры с маштабностью и своей исторической достоверностью.Эта игра очень похожа на europa universalis ,но я не удивлюсь если эта игра от одних и тех же создателей.Если это так,то можно сразу устанавливать эту игру на свой компик и играть в свое удовольствие.Думаю в следующей части графика будет еще сочнее,геймплей более и более историчным и свободным.



  4. Александр Рак 10-июн-2017, 20:38
    • Не нравится
    • 0
    • Нравится

    Игра отличная. Только почему сразу все не объясняют в обучении? Чтобы разобраться во всем пришлось на нескольких сайтах поспрашивать.

Высказать своё мнение

Уважаемые пользователи! Просьба высказывать свою точку зрения без применения ненормативной лексики!*

  

  

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив  


  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry