Обзор
3
3 731
Поделиться
Обзор Stellaris: космические парадоксы
9-06-2016, 05:44
Обзор
3
3 731
Поделиться

Обзор Stellaris: космические парадоксы


Так повелось, что механика пошаговых стратегий всегда старалась прыгнуть выше головы, выдвигая всё новые и новые стандарты. И если геймплей поражал своей глубиной и возможностями, то содержание таких игр, конкретно связанное с человеческим развитием или вообще разумной формой жизни, нередко оставляло желать лучшего. Тому пример и Galactic Civilizations, и даже Master of Orion.

 

Но вот на горизонте забрезжил новый свет, в лучах которого гордо вырисовывается надпись: Paradox Interactive. Шведы уже оставили всех остальных разработчиков исторических стратегий с носом, выпустив великолепные серии Crusader Kings, Europa Universalis, Victoria и Hearts of Iron. Теперь пришло время космоса.

 

 Такой космос нас устраивает 

Текущее время с датой и кнопка «Паузы» в правом углу экрана – бельмо на глазу для любителя классических космостратегий. Да-да, Paradox и сюда притащила своё фирменное оформление. Навредило ли это игре? Ни в коем случае, так что «любителям» следует отвыкать от привычного интерфейса.

 

Привычный интерфейсПривычный интерфейс

 

Искушенный любитель игр этой компании заметит, что Stellaris взяла немало от Europa Universalis – серии флагмана. Вместо того, чтобы поголовно копировать идеи у Endless Space и Beyond Earth, Paradox’ы взяли только каркас 4Х-игры: едва отрезав земную пуповину, ваш народ-младенец вырвался бороздить космические пространства, колонизировать новые миры; естественно, его ожидают войны с другими расами и развитие науки. В остальном же – всё переделано или подбито на «шведский» манер.

 

Начальный правительНачальный правитель

 

Ваше приключение начинается с Земли местного пошиба. На орбите уже виднеются пятна новой космической станции, корабля-строителя и исследовательского судна, а чуть дальше тренируется ваш будущий флот – разницы в старте между цивилизациями нет.

 

Собственно, что вам делать? Отправляться осваивать бесконечное множество непаханых планет? «Щ-щяс!», всё далеко не так просто. Для колонизации хотя бы одного небесного тела требуется колониальный модуль, буквально поедающий ваш бюджет на первых порах.

 

К тому же актуальных для развития планет тоже немного, один стоящий шарик на десятки звездных систем – уже подарок.

А простор для исследований огромен, даже при выборе небольшого размера карты. Так что первыми шажками вы будете только ощупывать близлежащие миры, но никак не захватывать всё и вся.

 

Простор для исследованийПростор для исследований

 

Бороздить галактику в Stellaris во многом веселее, нежели в большинстве 4Х-стратегиях вместе взятых. Никогда не угадаешь, что тебя ожидает в следующем секторе или что корабль обнаружит на этой планете?

 

Вы можете найти аномалию, изучение которой может окончиться плачевно для ваших «Колумбов», ресурсы и новую цивилизацию, что только освоила каменные топоры или уже готовится выйти в космос.

 

 Сюзерену требуются вассалы 

Вступление длится довольно долго – первых конкурентов вы можете не встретить и через час, и через два игры. За этот промежуток времени вы успеете создать парочку автономий, возвести какие-нибудь здания на своих планетах и так далее.

 

Развитие города, к слову, происходит наподобие Civilization: вы ставите одну единицу жителей на клетку с производством, наукой и пищей, в зависимости от приоритетов.

Однако в Stellaris жители не представлены серыми иконками – каждая единица являет собой отдельную ячейку общества с отличными характеристиками. Отсюда и до социальных противоречий недалеко, а они именно, что возникнут, правда, только к концу игры, когда ваша империя будет огромна и густо населена.

 

Огромная империяОгромная империя

 

Вскоре ваши «личные владения» достигнут определенных лимитов, превышать которые можно, но не желательно (отрицательные баффы). Ряд звездных систем уже подмяты под ваше владычество, и самое время разбить домен на автономии, руководить которыми будут ИИ (напоминает систему сюзерен-вассал из CK).

 

Вы, как мозг и ядро империи, будете устанавливать общие законы: сколько ресурсов автономии будут отдавать центру, на что им сделать упор, требуется ли изменить уже имеющиеся улучшения.

 

Хочется отметить, что в Stellaris ваши губернаторы реже «сходят с ума». В других играх Paradox или сторонних компаний подчиненные частенько позволяют себе не заниматься развитием региона и строительством новых зданий, наплевательски относиться к игроку или просто бездействовать. Доход от автономий в мирное время почти не падает, ну и, собственно, какие-либо претензии к «вассалам» отпадают.

Вассалы ведут себя адекватноВассалы ведут себя адекватно

 

А когда ваша цивилизация существенно растолстеет, никакие временные проблемы с плохой прибылью от автономий не будут вас волновать. Почему так? Грамотный ли это подход к разработке или… Или здесь система более проста, оттого и ошибок меньше? Понятно, что второй вариант наиболее верен.

 

Paradox не хотели загружать игрока лишней морокой, расходясь с собственными принципами. Был сделан расчёт на более массового игрока, и поэтому микроменеджмент нивелировался. Всего лишь раз утвердив планы своим губернаторам, вы забудете о них до конца партии, и это плохо.

Упомянув губернаторов, нельзя не коснуться всей системы лидеров в Stellaris. Как и советники из EU или CK, здешние персоны назначаются вами на ключевые посты империи от упомянутых губернаторов до адмиралов, генералов и ученых.

 

Возможно, что кто-то из них в будущем даже возглавит вашу цивилизацию! Но не менее возможно и то, что кто-нибудь из них отойдёт в мир иной очень болезненной смертью… Политика, против неё хрен попрёшь.

 

Система лидеровСистема лидеров

 

Но где точно придётся подключить голову, так это в древе развития. В Stellaris оно поделено на три дисциплины: физику, социологию и инженерию. Исследовав один перк, вы не сможете пойти по уже вытоптанной тропинке (если уже отыграли партию) и приняться за проверенные технологии.

 

Каждая следующая линия в общем древе изначально невидима и открывается только после исследования предыдущей. Более того, сразу не поймёшь, что именно откроется, так как существует механизм случайного подбора, зависящий от характера и идеологии вашей нации. Соответственно, ни о какой предсказуемости не может быть и речи.

 

 Война – это обычное состояние цивилизаций 

После середины партии в галактике начинает не хватать места. Сильнейшие империи уже завоевали своё место под солнцем, их границы утвердились. Они расшифровали языки друг друга, возможно, заключили какие-нибудь торговые соглашение или даже союз. Тогда же милитаристы, ксенофобы и прочие «добряки» вспоминают, кто они есть, и начинают устраивать всеобщую аннигиляцию.

 

Военные событияВоенные события

 

Но играть можно также и за пацифистов, и за прагматиков, и за нейтралов. В целом от идеологии зависит ваш путь развития, конечное развитие и геймплей всей партии. Будучи миролюбивым, вы можете наткнуться на развивающуюся расу и предложить ей свою помощь.

 

Более практичные игроки попробуют тайно вторгнуться к аборигенам и захватить ключевые посты лидеров стран (привет, рептилойды). Жаждущие крови могут поставить жителей планеты на поток, превратив их в рабов, либо просто рассеять в космическую пыль.

 

Политических систем в Stellaris аж пятнадцать штук, каждая из которых меняет игровой процесс и опыт. Даже для угасших империй найдётся свой путь – воинствующие изоляционисты.

Из Hearts of Iron сюда перекочевала законодательная система, устанавливающая политику правительства к ключевым вопросам империи: миграция, налоги, орбитальные, кхм, бомбардировки и так далее. Естественно, что против установленных принципов нации пойти нельзя – прообраз местных коммунистов никогда не примет частную собственность.

 

Принципы нации превыше всегоПринципы нации превыше всего

 

А ещё здесь присутствуют эдикты, представляющиеся эдакими поправками к каждому из законов. Эти указы тратят ресурс влияния, но зато вы сможете перераспределить деятельность населения планеты, направить их цели в подходящее в данный момент русло. И чем дальше в лес, тем больше поправок появляется, тем глубже становится политическая сфера.

 

Очевидно, что менталитет влияет на внешнюю политику. Спиритуалистам будет тяжело найти общий язык с материалистами, а вояки с ядерным оружием наперевес вряд ли расположат к себе пацифистов. Однако на этом тонкости дипломатии заканчиваются.

Как и в других 4Х-стратегиях, так и собственных проектах Paradox – всё сугубо стандартно: пакты о ненападении, прошение об открытии границ, торговля, вассализация, объявление войны и так далее. 

 

Инопланетный политиканИнопланетный политикан

 

Зато мотивация у AI не хромает. Ваши взаимоотношения не пойдут прахом просто потому, что так сказал кубик (случайность). Гуманоиды-грибы не нападут на вас с другого конца галактики, если у них не будет на то причин (а они вряд ли появятся). То бишь если у вас нет общих врагов, то и особого смысла в альянсе нет; а сильно отдаленным друг от друга империям ни к чему открывать друг другу границы, и так далее.

 

 За столом переговоров 

Прекрасно работающие в Europa Universalis идеи порядком плохо раскрываются на просторах научной фантастики. Для объявления войны в EU вы должны были сфабриковать претензии на территорию, получить какие-нибудь династические права на трон или оправдать торговый конфликт.

 

В Stellaris же для старта военных действий достаточно создать громадный флот (и навернуть космоводки для храбрости), затем выбрать цели войны и… всё, можно приводить их в исполнение.

Если вы играете через союзы, то для старта войны вам придётся поделиться кусочками территорий с друзьями, иначе они откажутся поддержать вас. К пацифистам же вообще нет смысла обращаться, так как наступательных действий они вести не будут.

 

Союзничать или действовать в одиночку - каждому своёСоюзничать или действовать в одиночку - каждому своё

 

А вот к разрешению мирных вопросов в Stellaris Paradox Interactive подошли с инновациями. Отныне альянс – это не просто задел на будущую тотальную войну, а настоящий оборонительный блок по типу того же НАТО.

 

Его члены пытаются мирно разрешить возникающие вопросы будет ли то подготовка к новой войне или же принятие нового участника в союз – каждый голос учитывается.

 

Альянсы весьма полезны при защите империиАльянсы весьма полезны при защите империи

 

Следующая ступень альянса – федерация. Она управляется одним лидером, который определяется на конкретный срок, после чего начинаются выборы. Соответственно, вся внешняя политика, как и флот, у такого объединения общие.


Непосредственно военные действия – слабое место игры. Всеми маневрами во время боя руководит не игрок, его задача просто отправить флот на клятого ксеноса. То бишь любителям тактических сражений Total War или той же HoI здесь делать нечего – перед вами стратегия, и только.

 

Для битвы просто отправляем флотДля битвы просто отправляем флот

 

Не менее плохим решением выступает и то, что в игре не предусмотрены ограничения в одном стаке армии. То бишь вы можете собрать весь флот в один кулак и ударить в брюхо вражеской империи, дойдя блицкригом до самой столицы.

 

Учитывая то, что компьютер часто разделяет свой флот, то для вашему единому стаку совершенно не встретятся преграды. Эти решения противоречат друг другу, и лучше бы Paradox’ам подправить их в будущих патчах.

 

Врага можно бить не качеством, а количествомВрага можно бить не качеством, а количеством

 

Однако этот минус чуть-чуть сглаживается ближе к концу партии. Почему? Допустим, вы достигли полного доминирования в галактике и приструнили всех «неприступных». Что делать дальше?

 

Наслаждаться космическими пейзажами и, за неимением противника, просто проматывать время до конца? Едва ли! К финалу в недрах вашей империи начинают пробуждаться новые проблемы, о которых ранее даже не упоминалось.

Появляются фракции, требующие перемен, сепаратисты, ратующие за независимость, наконец, в ветках технологий открываются уж совсем сомнительные проекты. Казалось бы, что может измениться, когда я изучу эти +5% для исследований? А случится может то, что активируется скрипт, после которого к вам пожалуют местные «жнецы». И тогда пиши пропало. Короче говоря, трудности будут караулить вас до самого эндшпиля.

 

***

Умельцам из Швеции удалось исправить распространенные ошибки космических 4Х-стратегий и сделать действительно интересную, но местами казуальную стратегию.

 

Микроменеджмента стало меньше, но зато появилось больше времени на другие дела; ИИ, хоть и не без изъянов, ведёт себя вполне приемлемо; после покорения половины карты игрока не ожидает пресловутая покраска, как в той же EU. Действие не заканчивается до самого конца и предлагает вам новые трудности.

 

ДОСТОИНСТВА:
  • Легкая в освоении
  • Увлекательная до самого конца
  • Ветвистое и уникальное древо технологий
НЕДОСТАТКИ:
  • Скудный микроменеджмент
  • Для начала войны не требуется повод
  • Боевые действия впечатляют только внешне

ВЕРДИКТ

Стагнация космических стратегий пресеклась громким выходом Stellaris. Произошёл пересмотр устаревших элементов, что вкупе с собственными наработками позволило Paradox сделать по-настоящему новую игру.

наша оценка
8.5

ВЕРДИКТ

Стагнация космических стратегий пресеклась громким выходом Stellaris. Произошёл пересмотр устаревших элементов, что вкупе с собственными наработками позволило Paradox сделать по-настоящему новую игру.

наша оценка
8.5

Лайк, если понравилось
Сохранить
Комментарии


  1. Sarafansoldier 09-июн-2016, 08:28
    • Не нравится
    • 0
    • Нравится

    Говоря про пошаговые стратегии, не хочется такой кутерьмы, как в далекой-далекой Дюне первой, где договариваться надо было 3 часа и только потом воевать. Дипломатия и глобальная карта - это хорошо, но в меру!



  2. Akulina Petrova 29-июн-2016, 14:42
    • Не нравится
    • 0
    • Нравится

    Словом, перед нами игра-стратегия нового типа, которая заставляет игрока думать по-новому, планировать и действовать - тоже по-новому... Игрокам придётся основательно изменить привычную им схему мышления! Конечно, при всём этом добиваться сразу больших успехов в игре не получится... Тут хоть бы постичь азы, научиться играть без поражений!



  3. Катерина Бурвикова 07-июл-2016, 20:46
    • Не нравится
    • 0
    • Нравится

    Я не особо фанатка пошаговых стратегий, но Stellaris мне пришлась по-душе. По первой, конечно, приходилось играть сразу по две партии, дабы понимать все в игре, без подсказок.
    Stellaris весьма динамичная, графика на хорошем уровне и разработчики видно хорошенечко потрудились над интерфейсом.