Обзор Aporia: Beyond the Valley: немой жрец на выгуле
Сравнительно молодая команда Investigate North знает, как закрутить тайну, интересную зрителю. Продемонстрировав многопользовательский образец научно-космического расследования Cloud Chamber, разработчики взялись за другую тему, которую можно наполнить своими тайнами – тему древности и исчезнувших цивилизаций.
Вооружившись великолепием возможностей графического движка CryEngine, своеобразным талантом создавать тайны и прятать их, разработчики создали таинственную историю для Aporia – историю о познании нового, об открытиях и смелости, о скорби – и о любви. А после – всю эту историю лишили слов и раскидали цветастыми, словно обломки витражей, кусками по игровому миру.
Завязка игры в том, что однажды существовала некая цивилизация, в руинах которой вы и проснётесь. По загадочным причинам эта цивилизация была истреблена с лица Земли, и только вы – с оставленным древними подарком – должны будете узнать, что же именно произошло.
Первые лучи солнца
Сразу же, в первые несколько минут игры, вы знакомитесь с её основной особенностью – Aporia Beyond the Valley практически не говорит с вами. В этой игре нет никакого текста, кроме, естественно, экрана главного меню и настроек – сам же игровой процесс абсолютно глух и нем.
Причина в необычной подаче истории – в качестве роликов с диалогами персонажей в Aporia выступают своеобразные световые инсталляции с фигурками разных человечков, в костюмах разных цветов, в стилистике, напоминающей о древнеегипетских наскальных рисунках.
Эти же наскальные рисунки вы в будущем будете видеть на случайно встреченных постаментах, стенах заброшенных зданий, булыжниках, и чёрт ещё пойми в каких местах – куски истории не такие уж большие, одиночные полотна с рисунками можно найти где угодно, а их количество, поверьте, достаточно обширно.
При этом, никто не подсказывает, в каком порядке «читать» эти рисунки, разбивается ли история на главы, есть ли какая-либо иерархия в обществе указанных персонажей – игра не проронит ни единого слова, молча показывая вам фрески.
Нужно готовиться изучать мир Aporia, заранее имея на руках толстенный блокнот – записывать и додумывать придётся много. Особенно в такой истории, где вместо имён персонажей главный отличительный знак – цвет их костюма.
Тем не менее, даже не выдавая вам детальной информации о действующих лицах, история всё равно сложится достаточно занятной, и даже содержащей несколько сюжетных поворотов.
Здесь – рай для любителей пофантазировать, покопаться в детальках, искать элементы по нескольку раз и соединять их вместе. Тем более, когда есть столько элементов истории. Столько секретных осколков. Столько потенциально интересных подробностей.
И вот, проходит некоторое время, вы любуетесь красотами окружающего мира, и чем дольше находитесь здесь – тем сильнее ощущаете себя каким-то археологом на диковинных раскопках размером с солидную провинцию.
Помимо линейных участков, Aporia так же предлагает и открытый мир – пусть и не такой огромный, но, поверьте, здесь есть, на что поглазеть и что поизучать.
Путь исследователя
Для успеха ваших археологических путешествий потомками был оставлен особенный артефакт – небольшой контейнер с древней резьбой, наполненный светящейся субстанцией, которая по каким-то причинам нужна здесь повсюду.
Эта жидкость ведёт системой «энергопроводов» и к месту, откуда вы проснулись, и обводит местные достопримечательности, и открывает двери, и приводит в движение массивные архаичные статуи.
Артефакт может вам послужить и не только фонариком, освещающим путь с наступлением темноты – вся игра завязана на решении головоломок, среди которых каждая последующая не является более сложной, а просто открывает новое применение этого «подарка» от предков.
Зажигающий огни, заставляющий растения цвести быстрее, придающий жизнь и движение, и даже – воспроизводящий те самые световые инсталляции.
Естественно, жидкость в контейнере нужно пополнять, прямо как в первой Amnesia, случайно попадающимися резервуарами – фонарём артефакт может проработать долго и без перебоев, а для решения загадок и разового использования уже требуется подпитка.
К сожалению, и аналогия с «Амнезией» тут будет уместна, так как ближе к концу игры, в открытом мире, вас будет преследовать непонятно откуда взявшийся Призрак, нагоняя ненужного саспенса и напряжения. Да, его можно увидеть издалека, и успешно от него убежать – но немного неловко осознавать, что в этом уютном, красивом мире, с которым ты практически породнился за всё время игры, внезапно появилась какая-то опасность, которую нужно избегать.
Это неуместно и странно, учитывая то, как красиво и завораживающе отрисован мир графическим движком, сколько элементов сюжета можно найти, сколько головоломок – обязательных и опциональных – можно разгадать.
Aporia в ночной тиши
В играх всегда были бесценными моменты, когда разработчик мог что-то донести до игрока, не используя ни единого слова. Как и в Hyper Light Drifter, который изъяснялся пиксель-артом и словами на языке графических символов, Aporia: Beyond the Valley так же дарит это необъяснимое ощущение какой-то поистине исследовательской радости, когда игроку удаётся что-то понять и без слов.
Словно мягкие, тёплые руки дарят вам кусочки истории, позволяя при этом изучать и безумно красивый мир вокруг, под сопровождение расплывчатых синтов и меланхоличных переборов фортепианных клавиш в качестве саундтрека. Гораздо большие и важные звуки здесь – вовсе не музыка, а звуки, которые дают понять, что у вас всё получилось.
Тяжёлое движение каменной плиты, которая не сдвигалась столетиями, плеск воды в каменный «бассейн», которую вы успешно направили своими собственными руками, звук шелеста только что выращенного с вашей помощью растения…
Кажется, что, если отключить музыку и оставить лишь звуки, – игра ни в чём не потеряет, настолько цельный этот мир и настолько проработано в нём окружение.
Aporia: Beyond the Valley полна моментов, которые обязательно вам запомнятся. Так же она полна пейзажей, скриншоты которых можно просто нащёлкивать с упорством восторженного туриста. А возможность как-то повлиять на этот мир, создать в нём нечто новое, и даже – сделать судьбоносный выбор в конце – удивляет и затягивает.
Судьба – сложная штука. И, возможно, чтобы оценить игру целиком и по достоинству, придётся пройти её два раза – чтобы увидеть обе её концовки. Сила этой игры в том, что её захочется пройти эти два раза. А такая особенность – дорогого стоит.
Видео: трейлер Aporia: Beyond The Valley
- Необычная и сильная подача нетривиального сюжета при правильной его «сборке» и понимании
- Проработанное звуковое сопровождение
- Атмосфера и красота игрового мира
- Технические огрехи и недоделки
- С непривычки можно с лёгкостью запутаться в куче элементов и ничего не понять
- Странные и не такие уж нужные элементы хоррора
ВЕРДИКТ
Investigate North приложили весь свой талант по созданию историй, и выложились настолько хорошо, что получилась Aporia: Beyond the Valley, которая затягивает в себя сеттингом и своими секретами. Она дарит одни из самых важных вещей в жизни любого геймера – сильные эмоции от азарта исследования и тёплые воспоминания.
8.5
ВЕРДИКТ
Investigate North приложили весь свой талант по созданию историй, и выложились настолько хорошо, что получилась Aporia: Beyond the Valley, которая затягивает в себя сеттингом и своими секретами. Она дарит одни из самых важных вещей в жизни любого геймера – сильные эмоции от азарта исследования и тёплые воспоминания.
8.5