Обзор Hello Neighbor: гудбай, сосед
Hello Neighbor – явление исключительно странное. На стадиях альфа и бета версий, позиционирующий себя крайне амбициозно мультяшный хоррор, действительно делал всё то, чтобы игрок был напуган. Но сама игра в итоге на релизе оказалась этим самым соседом с одних из официальных артов – закопала себя своей же лопатой.
Как это произошло, в чём причина того, что некогда амбициозная задумка стала средненьким инди-хоррором, и почему Hello Neighbor всё-таки стоит попробовать дать шанс даже в таком состоянии, в котором она вышла – обо всём подробнее в нашем обзоре.
Не самый добрый день
Запузыривается игра, о которой за всё время её существования уже успели наклепать теорий в лучших традициях СПГС, совершенно стандартным и ожидаемым образом – ваш угрюмого вида и странноватой наружности сосед, по-видимому, промышляет в своём доме какими-то странными нехорошими делами.
Иначе просто так из-за двери его дома крики бы не доносились. Главный герой – пусть на начало игры это теперь маленький мальчик – вовремя поспевает за активными событиями и успевает заметить через удачно попавшееся окно удачно расположенную прямо перед ним дверь, закрытую на ключевой в этом сюжетном акте замок.
Совпадений в принципе достаточно – во время прогулки по городу игрок замечает объявления о пропаже пары детей, дома вокруг подозрительно тихие и пустые, а среди активной области до некоторого момента будет только дом игрока и дом злополучного соседа.
Свернуть с дорожки не получится – главный герой решительно желает узнать, что же в этом доме происходит.
И примерно с этого момента и обнаруживается одна из слабостей Hello Neighbor. Хотя, нет, это даже не слабость. Это белое пятно геймплея, вокруг которого геймер будет вынужден колесить часами напролёт, пытаясь найти способ продвинуться дальше по сюжету и хоть как-либо прекратить бесконечную цепочку «попался на глаза соседу – возродился – обшарил кусок комнаты – попался на глаза соседу – возродился»… И этим белым пятном является местная игровая логика.
Удачно здесь расположилась только дверь перед окном в начале – в дальнейшем об удобстве можно забыть. Дело в том, что Hello Neighbor ставит перед игроком действительно креативные задачи – но никоим образом не говорит о том, как именно их нужно выполнять.
Конечно, догадаться о том, что вон та лестница и коробки у порога стоят здесь не просто так, сможет каждый – но со временем в игре начинается настоящий сюр, в котором без гайдов и прохождений не разберёшься.
Например, «открой дверку в кукольном домике, чтобы открыть эту дверь в большом, реальном доме». Или такая задачка - «пробегись по линии труб, чтобы понажимать краны, из-за которых напором воды выбьет нужный тебе вентиль, который придётся пронести всё по той же линии труб, чтобы наполнить комнату до ключевой двери водой, ЧТОБЫ ты мог до неё доплыть, используя ящики неподалёку». Уже закипает мозг? У нас тоже.
На словах-то вроде всё становится понятным (хотя всё ещё есть вопросы о том, зачем всё это проделывать ради одной двери), но в самой игре это далеко не так очевидно и просто. И всё было бы хорошо, и задачки эти были бы хорошим способом размять извилины, если бы игра при этом не позиционировала себя, как хоррор.
Именно это и сбивает весь азарт игры в Hello Neighbor – игры, которая обещает нам умный, самообучающийся искусственный интеллект, реагирующий на действия игрока, короче, почти как в Alien Isolation - но о том, что стало с нашим ИИ-соседом, мы ещё поговорим.
Чтобы производить всё тот же пугающий эффект, она должна была быть более интуитивно понятной – а в итоге геймера заставляют решать задачки, на выяснение логики которых отдельно придётся потратить солидное количество времени и попыток собрать информацию в кучу. Уже не говоря о том, что это время можно было забить, собственно, хорошим саспенсом, который удавался разработчикам в бета-версиях.
Как достать соседа
За странной игровой логикой, прямо как за разукрашенной ширмой, прячутся остальные шероховатости. Например то, что попавшись соседу, вы не теряете ни единого кусочка своего прохождения.
Ключи всё так же лежат в вашем кармане, фонарик не отбирают, рычаги всё так же находятся в том состоянии, в котором были до вашей «смерти». И потому злополучному соседу куда проще попасться, чем пытаться убежать от него – усатый пердун ко всему прочему удивительно быстро бегает.
Кажется, убери соседа – и ничего в игре не изменится, только досадных перерывов в виде чёрного экрана и восстановления на чекпоинте станет поменьше. Но, к сожалению, с этим дядькой здесь связано слишком много, а дом автономно заколачивать окна не умеет.
Да-да, именно – заколачивать окна и ставить капканы. Кто-то может сказать, что вот оно – отличный ИИ, прекрасно реагирующий на паттерны поведения игрока, предсказывающий, что он сделает в следующий момент.
Да только всё влияние этого ИИ на геймплей ограничивается только капканами и досками, мешающими запрыгнуть в окно. Всё. В остальном же сосед феерически умён, обладает внушительной скоростью и супер-способностью видеть всё происходящее сквозь стены.
Логика в работе ИИ так же отсутствует, как и в местных головоломках – сосед может как настойчиво погнаться за вами через дорогу в другой двор, огороженный высоким забором, так и по полчаса ходить вокруг одного и того же места, не сдвигаясь в вашу сторону.
Закономерность всегда одна – если в игре имеется ключевой предмет, который нужно подобрать, сосед всегда будет ковыляться именно вокруг него, преграждая игроку путь.
Сосед видит вас сквозь стены, находит под кроватью и раскрывает шкафы, в которых вы прячетесь – но это скорее весёлая игра в прятки без правил и последствий, чем нагоняющая ужас погоня с инопланетянином, который анализирует ваше поведение. В итоге, как уже говорилось, игра становится куда более головоломкой, чем хоррором.
Ужас, присутствующий поначалу, размывается игровыми условностями, и фокус геймера очень быстро переключается на продвижение по сюжету, а не на побег от соседа.
Но и во всём этом, как ни странно, есть огромная бочка мёда, за которую и стоит опробовать данную игру – несмотря на шероховатости и недоработки, над которым стоило покорпеть поплотнее.
Тёмные тайны
За что Hello Neighbor определённо стоит хвалить – так это за сам сюжет. Да, способ продвижения по нему весьма энергозатратный и способен вымораживать даже самого терпеливого игрока, но взамен каждый поворот сюжета здесь воспринимается, как огромное событие.
Оказались в другом месте? Вау! Разгадали загадку и продвинулись дальше? Круто! Узнали кусочек истории о жизни главного героя и, собственно, самого соседа? Отлично!
Да и, к тому же, если вы не являетесь активным пользователем западных интернетов (просто там сюжет Hello Neighbor ещё до выхода успели разобрать вдоль и поперёк с кучей теорий) – здешняя атмосфера некоторой загадки и страшной, тёмной тайны будет способна вас увлечь.
В очередной раз, как игрок попадается соседу, игра вместо респауна может показать сценку из прошлого вашего врага, активно используя символизм и стараясь нагнать драмы. Получается неплохо. Особенно если учитывать прямые сюжетные твисты, на которые можно наткнуться по ходу прохождения, и от которых сейчас лучше удержаться во избежание спойлеров.
Помимо неплохого сюжета здесь так же неплоха и визуальная стилистика, которая в контексте здешнего сюжета смотрится достаточно свежо и необычно.
Некоторые предметы интерьера намеренно деформированы, сплющены или скошены вбок, сам сосед максимально карикатурный, а его домик – цветной и мультяшный, и параллельно со всей этой цветастостью и заворачивается мистический сюжет Hello Neighbor.
Только сама начинка-то – геймплей – и пострадал с релизом. Да, первые несколько раз увидеть капканы на своём пути и заколоченные окна, через которые пробирался в дом – приятно удивляет, но со временем это становится скорее рутиной и тем элементом, который можно использовать себе на пользу.
Например, намеренно заколотить одно из не таких уж нужных окон, чтобы оставить себе более хитрый путь. Или «наставить» таким образом капканов на дороге соседа.
Плюсов у игры не так много – но они достаточно весомые, чтобы перекрыть недостатки геймплея, если вы пришли в Hello Neighbor именно узнать сюжет. Как хоррор, игра не цепляет – страх улетучивается в тот же момент, когда узнаёшь, что здесь твоя «смерть» ничего не значит. Но как красочно рассказанная история с кучей неожиданных поворотов – вполне способно зацепить.
Некоторые геймеры сравнивают эту игру с бывшей популярной серией игр Five Nights at Freddy’s – и чёрт его знает, почему. Наверное, только из-за одного сходства – обе игры по-своему приедаются.
FNAF быстро перестаёт пугать своими скримерами и превращается в симулятор ожидания майндфака, в то время как Hello Neighbor крутится вокруг своего сюжета и решения загадок.
Потому стоит отметить – если вам нравятся непредсказуемые сюжеты с пространством для теорий и домыслов, лучше опробуйте Hello Neighbor, в ней банально больше движения и динамики. Хоть для неё и придётся запастись недюжинным терпением.
Видео: трейлер Hello Neighbor
- Сюжет, полный внезапных поворотов
- Визуальная стилистика
- Атмосфера
- Приятные поначалу фишки ИИ быстро приедаются
- Геймплей крутится вокруг непредсказуемых головоломок
- Имбовый сосед достанет вас везде
ВЕРДИКТ
После бет и альф оказалось, что Hello Neighbor после релиза пошёл совершенно по другому пути – теперь это почти что и не хоррор. Зато это всё ещё любопытная история, которую интересно слушать и в которой интересно участвовать – если у игрока хватает креативности на местные паззлы.
5.0
ВЕРДИКТ
После бет и альф оказалось, что Hello Neighbor после релиза пошёл совершенно по другому пути – теперь это почти что и не хоррор. Зато это всё ещё любопытная история, которую интересно слушать и в которой интересно участвовать – если у игрока хватает креативности на местные паззлы.
5.0