Обзор Inside: они следят за тобой
Ужаснейшие кошмары – это, как ни странно, сны без непосредственных «ужастиков». В них вы не видите ничего из ряда вон выходящего, но чувствуете... Подсознание как бы намекает вам, что здесь, на стыке реальности и мистики, творится что-то неладное, а ужас не перестает нарастать, пока вы не проснетесь в холодном поту.
Подобная тревога – продукт редкий, практически не достижимый для игр и фильмов. Те представляют уже известные нам образы, от которых ты знаешь, чего можно ожидать. Создателям Limbo удалось попасть в такую недосягаемую мишень. Однако с Inside у них вышло ещё лучше.
Бедные люди
Успешная Limbo склонила студию Playdead не менять жанр и саму суть своего следующего проекта. Их новая игра Inside – такой же темный платформер с загадками, где неизвестный мальчик пытается убежать от сил зла, попутно разрешая головоломки. Да и темы здесь, вроде бы, затрагиваются схожие.
Но не спешите ставить шаблоны, так как похожесть этих проектов – это лишь оболочка, внутри которой скрываются серьезные различия. Inside ощущается куда как более цельным и интересным приключением, оставляющим после себя грузную, но философскую пищу для размышлений.
Во снах люди никогда не могут вспомнить, как сюда попали и откуда, собственно, началось это «ночное» путешествие. Сновидение просто начинается, как и начинается сюжет Inside – герой выпрыгивает из лесной чащи и… погружается в мир мрачных картин, опустелых ферм и холмиков из трупов.
В округе нет живых, с кем можно было бы чувствовать себя в безопасности. Встречаются только солдатня, занимающаяся погрузкой неизвестного происхождения капсул, что разбросаны по лесу. В остальном же – не ждите сторонней помощи. Вы один, совершенно один.
Через некоторое время мальчик достигнет города. Люди здесь есть, но они морально убиты, безвольны и под постоянным наблюдением часовых-роботов. Стоит попасть в их поле зрение, как вы умрете – это одна из главных преград в вашем приключении. Вскоре наш герой сможет отыскать способ, позволяющий управлять зомбированным человечеством.
Авторы отбросили банальные хоррор-картины в виде гротескных монстров или каких других противных существ. Все донельзя злободневно – когда «нормальные» люди, держа детей на руках, безразлично наблюдают за зомбированными, как будто это в порядке вещей, невольно начинаешь искать с этим ассоциации в реальной жизни. Это вам не пауками пугать.
Антиутопическая сторона Inside вообще выполнена хорошо, давя на тебя не хуже, чем Сити-17 в Half-Life 2. Охрана не церемонится с неподчиняющимися, избивая или отстреливая их, как бешеных собак.
Задающих вопросы «зомби» тут же утаскивают в «комнату 101», откуда уже никто не выходит. Ну а за ширмой технических достижений скрывается полнейшая разруха, в которой люди живут, точно в свинарнике.
Страдания со вкусом
Плутать в городе вам придется где-то час. Далее события перенесутся в иные декорации с весьма причудливыми вещами. Говоря о них прямо, не избежишь спойлеров, так что лучше насладитесь зрелищем самостоятельно.
Можно лишь упомянуть один трюизм – внешность обманчива, и если вы считаете, что суть Inside завязана исключительно на борьбе с системой, то крупно ошибаетесь… Вас ждет масса шокирующих сюрпризов уровня фильма «Исчезнувшая», к примеру.
В течение прохождения вы не прочтете и не услышите ни одного слова, но сюжет при этом раскроется стократно. История подаётся только событиями и атмосферой, мерно и плавно, как следует и сам геймплей.
Имеющиеся головоломки не остановят вас и не собьют настроение. Они просты, но одновременно интересны. Сюжет плавно развивается и идет к развязке без каких-либо ям или кочек – образцовая работа, что ещё сказать.
Вообще, Playdead в этот раз прыгнули выше собственной головы в плане головоломок. В Limbo, признаемся, утомляло вечное таскание ящиков и дергание рычагов. Загадки такого типа отсеяли ни одного игрока (о занятных головоломках с гравитацией кто-то и не знает), и это не вина «неразборчивой» аудитории.
В Inside же разработчики удивляют креативом на каждом уровне, полностью избавившись от самокопирования.
Контроль зомби походит на другую, не менее интересную инди-игрушку The Swapper, только без клонирующего оружия. Почти на час вас посадят в батискаф и отправят бороздить огромную подводную локацию, где будут прослеживаться нотки и недавно нашумевшей SOMA. Периодически герою придется уклоняться от волн, перебегая от ограды к ограде.
До изюма же вы доберетесь за полчаса до конца повествования. Последуют упомянутые выше сюрпризы, сыгранные отнюдь не гуманными способами. Это тот самый случай, когда вы, нервничая и, при случае, потея, несмотря ни на что с удовольствием будете идти дальше, лишь бы узреть финал.
Порадовало, что разработчики не убрали «злое» поощрение игроков за ошибки. В Limbo особо чувствительные десять раз думали, прежде чем подвергнуть героя опасности. Не каждому хотелось ещё раз прослушать то, как мальчугана поедает некое существо с чавканьем плоти и хрустом костей. В Inside остался этот прием, что мотивирует запоминать и учиться.
***
Часто инди-игры забывают о геймплее, когда делают уклон на сюжет. Inside избежала этой ошибки, хоть она и балансирует награни. Этот рафинированный платформер запомнится вам как историей и стилистикой, так и атмосферой с происходящими событиями.
И несмотря на то что Inside не привносит ничего нового в жанр, она всё равно прекрасна. Игра вобрала в себе множество лучших решений, при этом грамотно скомпоновав их.
Перед вами настоящее произведение, где нет ничего лишнего – все сидит влитым, сшитым специально таким образом. И держа вас до финала в напряжении, Inside рассеивается, как сон. Это происходит внезапно, но гармонично, повествование обрывается не на полуслове, а на последнем слоге.
Игра просто хватает вас за воротник, как следует встряхивает и пускает финальные титры, оставляя сначала сидеть в потрясении, затем обдумывать, а в итоге с удовольствием смаковать увиденное.
- Визуальный стиль мастерской работы, шикарные краски антиутопии
- Множество интересных и не повторяющихся головоломок
- Финал полноценен и закрыт
- Часть решений взята из Limbo
- Не проникнувшись атмосферой, вы не проникнитесь и геймплеем
- Мало заданий с управлением зомби
ВЕРДИКТ
Бесспорно, лучшие четыре часа жалости, отвращения и стресса в окружении жуткой антиутопии. Ещё никогда такие отрицательные эмоции не доставляли столько удовольствия. Inside – это та ситуация, когда игры по праву можно называть искусством.
9.0
ВЕРДИКТ
Бесспорно, лучшие четыре часа жалости, отвращения и стресса в окружении жуткой антиутопии. Ещё никогда такие отрицательные эмоции не доставляли столько удовольствия. Inside – это та ситуация, когда игры по праву можно называть искусством.
9.0