Обзор Civilization 6: как Ганди и Бисмарк в гляделки играли
Для игроков Beyond Earth выход шестой Civilization может показаться немного скорым. Космическая стратегия вышла всего лишь два года назад, а масштабное дополнение и вовсе не успело остыть, когда Firaxis внезапно выкатывают полноценную Civilization 6. Мы, конечно, могли бы сделать исключение и представить Beyond Earth эдаким ответвлением по типу Alpha Centauri, но…
Но по сравнению с пятой частью шестая практически ничем не выделяется. Революционные идеи отсутствуют – произошла лишь переделка в графическом плане, а некоторые моменты и вовсе упрощены. Что ж, давайте разберемся, действительно ли Firaxis филонили все эти годы и не сделали ничего толкового.
Веер прогресса
Самым, наверное, серьезным изменением стала переделка городской системы строительства. Во-первых, их внешний вид стал более реалистичным, вобрав в себе все лучшее от прямого конкурента Endless Legend и немного от далекого – Total War: Rome 2.
Во-вторых же, изменилась сама концепция строительства зданий от меньшего количества к большим бонусам. Все начинается стандартно: ваши поселенцы ставят город, который изначально представляет собой исключительно центр.
В нем можно строить определенный список необходимых зданий: хранилище для еды, стоки, мельницу и оборонные сооружения.
Остальные же постройки, которые встречались в Civilization V, нужно строить в районах, которые, опять же, необходимо самостоятельно выделять из центра, что тоже требует времени (привет, Endless Legend).
Такой ход был очевиден, так как игроки уже давно занимались созданием специализированных городов: столицу мы превращали в промышленного монстра, другой город – в целое зернохранилище, третий – для развития науки, специально разместив его в джунглях.
Девелоперы легализировали этот принцип, превратив его в неотъемлемую механику. Лишь самый быстроразвивающийся город сумеет впоследствии разрастить районами, каждый из которых варьируется от научного и военного, до промышленного и экономического.
Теперь вполне логично, что библиотека будет строится исключительно в научном районе, для постройки которого потребуется немало соответствующих очков.
В итоге, экспансивные варвары, желающие лишь захватывать, могут вообще никогда не построить библиотеки, так как попросту не имеют научных поинтов.
В прошлых же частях игроки любой нации стремились в одной из первых очередей возвести библиотеку, чтобы увеличить прирост очков науки и в конечном счете быстрее открывать исследования. Ход Civilization 6 усложнил геймерам жизнь, что проявилось и в самом процессе размещения района – выборе, куда же его лучше поставить.
Далее, точно отталкиваясь от этой системы, появляется скоп проблем и новых геймплейных элементов. Так, строители теперь не смогут бесконечно отстраивать области ваших городов, возводя новые постройки. Всего рабочие имеют три «заряда», по использованию которых они попросту исчезают.
Чинить что-либо, конечно же, им позволяется бесконечно, однако строить с нуля – только трижды (в будущем это число можно повысить). При этом стоимость этих работяг нисколько не уменьшилась, из-за чего вам придется ставить их на поток в своих городах.
Цивильный теремок
Всех жителей теперь надо определять в дома – никаких больше уличных дармоедов. Если ваш город имеет много клеток с пищей, то число его жителей, скорее всего, в любом случае упрется в предел пяти горожан, а затем получит штраф на 75% к росту.
Последний может быть убран лишь в самом крупном городе, где люди чуть ли не живут в булках. Мало того, счастье жителей больше не зависит от счастья страны, которое было убрано – у каждого города теперь свое настроение.
Разобраться с проблемами расселения на начальных этапах довольно проблематично. Увеличить количество домов можно банальными улучшениями клеток: одна ферма, к примеру, дает полдома, соответственно, её модернизация даст ещё половину.
Другие здания таким же образом дают жилые места: одного человека можно будет разместить в школе, двоих в зернохранилище, ещё двоих – в канализации (вот это жизнь!).
Однако это лишь приятные бонусы от зданий, когда как весь квартирный вопрос решается иным способом – специальными жилыми районами и пригородами.
Они не дадут вам ничего, кроме как дополнительных мест для жителей – до шести горожан разом, если район имеет высокий престиж.
Чудесам света теперь тоже требуются собственные районы, и всегда с особыми условиями. Для размещения Великого Зимбабве вам потребуется центр коммерции и построенный рынок, к которым, в другом районе, примощено пастбище. Стоит вам разделить эти здания левым районом, как мечта о строительстве чуда рухнет.
А иногда игра предлагает построить национальный парк, принцип строительства которого отличается от всего того, что мы когда-либо видели в серии Civilization.
Для начала район придется не улучшать, пока этот парк не откроется в списке строений. Затем необходимо нанять натуралиста, потратив очки веры, а после выбрать четыре свободные клетки в районе, расположенные ромбом, престиж которых находится на высоком уровне. Недурно, а?
А ещё вам потребуется гора, или какая другая природная достопримечательность, и только тогда натуралист соблаговолит возвести в этом нетронутом месте национальный парк. Правда, подобные жертвы оправданы: парк дает много очков культуры, которые так необходимы для культурной победы с помощью туризма.
Культурная победа
Не выходила ещё Civilization, в которой не перелопатили бы все опции культуры. И шестая часть не исключение! Осознав, что она равна науке, разработчики перенесли гуманитарные дисциплины и открытия в отдельное древо технологий, оставив научное древо в стороне с немного обрезанными ветвями.
Собственно, для изучения культурного древа вам понадобятся одноименные очки, расходующиеся ещё и на чуда света. Помимо этого, появились карточки политического пути. Да, этот аспект в Civilization тоже меняется с каждой новой частью.
Всего вам предлагается десять форм правления, каждый из которых имеет политические карточки. Число последних ограничено временем, и, соответственно, в современной эпохе вы сможете использовать уже по три военные карточки фашизма, имея всего лишь одну экономическую.
Демократия же дает полностью противоположный расклад – одна военная на три экономические.
Данные карточки используются в самых разных сферах от мгновенного улучшения войск до ускорения их обучения. Некоторые повышают бонусы от торговых связей, другие – увеличивают приносимый великими людьми профицит, и так далее.
Долго сидеть без карточек вы не будете, так как они появляются на каждом этапе культурного скачка. Собственно, характер и бонусы вашей «руки» будут зависеть как раз-таки от типа выбранной игры: дипломатического, военного, экономического, либо смешанного.
Особо порадовала возможность смены выбранного изначально курса, что не могла дать Brave New World, в которой каждый полученный бонус оставался с вами до конца партии.
Роль великих в истории
Civilization 6 до неузнаваемости преобразила великих людей. Отныне они имеют более очерченные друг от друга умения, которые разнятся от их вида деятельности. Не считая исключения в виде культурных деятелей, которые попросту увеличивают прирост одноименных очков от соответствующих зданий (амфитеатр, консерватории и т.д.), остальные хвастаются совершенно отличающимися способностями.
Так, инженеры определенного толка могут возвести фабрику или мастерскую за один ход, причем дав этим постройкам небольшой, но вечный бонус. Другие мастера на все руки способны ускорять производства чудес света.
При этом каждый унифицированный тип отмечен определенным значком, а посмотреть, когда же появится нужный, можно в отряженном для этого списке, который виден всем игрокам.
А вот с дипломатией у Civilization 6 не задалось. Как не задалось и у серии в целом, и у многих подобных игр. И если Beyond Earth – Rising Tide, которая вышла совсем недавно, сделала хоть какие-то шаги в улучшении этого направления, то шестая часть Civilization осталась в прошлом. Непонятно, почему же разработчики не взяли идеи из своего же, совсем молодого проекта?
Однако получили мы то, что получили, а конкретно – привязку дипломатии к определенным переменным. Во-первых, Япония привержена кодексу бусидо, что в механике игры определено как уважение сильной армии, подкрепленной религией и культурой.
Если у вас есть просто сильная армия, без остальных частей, то Япония вас невзлюбит. Викинги же, представленные Норвегией, будут ненавидеть вас за отсутствие сильного флота и контроль прибрежных морей.
В итоге получается так, что вы не можете угодить абсолютно всем, будучи чисто дипломатической страной. Это невыгодно ещё и потому, что в Civilization 6 отсутствует дипломатическая победа.
Постепенно соседи все равно возненавидят вас, что в конечном счете выльется в войну. Даже дружеская изначально страна может посчитать вас врагом и отказаться заключать союз, если вы посягнете на помеченные ею земли.
***
В общем и целом Civilization 6 предстает более полной игрой, чем было с Civilization 5 на её старте, но менее целостной. Так, разработчики перестарались с введением новых элементов, которые местами нелогичны и противоречат друг другу. В прошлых частях лишнего не было – игры будто бы блестели, настолько тщательно девелоперы вылизывали все углы. Шестая же часть этим похвастаться не может.
В визуальном плане у игры не меньше проблем. Да, появилась возможность соединить мирный юнит с военным, о чем геймеры просили несколько лет.
Однако в остальном творится полный бардак: найти полоску опыта у солдата практически невозможно на первых часах игры, так как она просто сливается с окружением карты; меню города представляет собой грузную таблицу с цифрами, которая в плохом смысле усложняет процесс (само по себе усложнение не всегда плохо); ресурсы таким же образом сливаются на карте меж собой, когда заполняют все приграничные области.
Тем не менее плохой Civilization 6 назвать нельзя. Если часть за частью серия двигалась к упрощениям, то теперь все поменялось – разработчики взяли курс на Paradox, чьи игры отличаются завидной сложностью для новичков.
- Разделение городов на районы
- Модернизированы почти все элементы игры
- Большая часть новинок делает игру хардкорнее
- Civilization 6 не выглядит прорывом, как было с прошлыми частями
- В игре не так много стран, так что придется ждать DLC
- AI ведет себя гораздо глупее, нежели было в CIV 5
ВЕРДИКТ
Имя Civilization тяжело пошатнуть даже грубыми ошибками. Шестая часть вышла хорошей игрой, и со временем, выпуская дополнения, разработчики подтянут её до уровня пятой, а может быть и выше. В любом случае, если вы без ума от этой серии, то Civilization 6 ни в коем случае нельзя пропускать.
8.0
ВЕРДИКТ
Имя Civilization тяжело пошатнуть даже грубыми ошибками. Шестая часть вышла хорошей игрой, и со временем, выпуская дополнения, разработчики подтянут её до уровня пятой, а может быть и выше. В любом случае, если вы без ума от этой серии, то Civilization 6 ни в коем случае нельзя пропускать.
8.0